Турист Yulia Maltseva (YogaBodyLanguage)
Yulia Maltseva
была 16 декабря 2015 6:42

Музей Рубина

1

В самом центре бурлящего Нью-Йорка на Манхэттене между 6 и 7 Авеню можно отыскать уголок безмятежности, мудрости и гармонии, располагающей к медитации и философским размышлениям — это художественный музей Рубина, представляющий самую обширной коллекцию Гималайского искусства: около 2 тысяч экспонатов живописи, скульптур, полотен, ритуальных предметов, росписи стен и алтарь для поклонения, датируемые II — XX веками, собранные на территории Тибета, Непала, Монголии, Бутана и Китая. Будто бы совершаешь путешествие по Гималаям.

Гималайская коллекция не входит в двадцатку мест для посещения, которые рекомендуют туристам, и среди гостей музея редко встретишь случайных зевак… Творческое наследие этого региона настолько отличается от привычного европейцам, что неподготовленных посетителей может привести в недоумение. Например, пугающие фантастические существа-защитники с огромными клыками, отрубленными головами и множеством глаз и рук, изображенные в ярких красках, эффектные ритуальные предметы, кубки и украшения из черепов. Каждая деталь говорит о многом, здесь нет ни одного случайного элемента, поэтому рядом с экспонатами — литература, аудио и пояснения, а в учебных залах — видео, фото, книги и журналы; компьютерные терминалы разъясняют изобразительный язык, технику и символику гималайского искусства, материалы и методы, используемые при создании шедевров — все это для того, чтобы осторожно приблизить зрителя к пониманию ценностей Тибетского буддизма.

Особое место в коллекции занимает алтарная комната. Она состоит из более чем 130 различных объектов, воссоздающих аутентичность и позволяющих зрителям прикоснуться к буддистской святыне Тибета. Картины (танка), скульптуры будд, бодхисаттв, защитников, изображения учителей расположены в традиционном интерьере в соответствии с иерархией. Здесь можно увидеть ритуальные предметы, используемые в тибетскихбуддистских практиках: масляные лампы, чаши для подношения, ваджра и колокольчики, ручные барабаны, четки, раковины, горны итд.

R Altar 2

В следующем зале — настенные фрески из Lukhang, тайного храма Далай-ламы возле дворца Потала в Лхасе, Тибет. Это копии оригинальных фресок восемнадцатого века, доступные для общественности только с конца ХХ века. Они изображают поучения, передачу знания по линии, секретные практики, медитацию и йогу во всех деталях.

коллаж музей рубена

На фреске слева видны знакомые асаны йоги, медитативные позы, практики тумо и подъема кундалини идр.

Тибетские картины (танки) и мандалы имеют строгую структуру и композицию. Танка разделена на 3 части: на верху находятся учителя, которые передают свои знания ученикам линии; в центре — основные божества, которым посвящается практика; внизу — защитники, покровители и другие божества, которые поддерживают и содействуют основным божествам в мирских задачах — защита, здоровье и благополучие. Структура танки основана на мандале.

Структура тибетской танки

В буддистской традиции мандалы представляют собой круговую диаграмму, выполненную геометрически точно и детально. Мандала представляет собой идеальную модель вселенной с точки зрения Тантрического Буддизма.

В мандале важны не только божества (их может вообще не быть) и их положение на полотне — каждый элемент мандалы глубоко символичен, например, цвета имеют свое значение: белый несет мирное послание, желтый — расширение, красный — силу и мощь, темно синий — гнев. Они олицетворяют силы, действующие на благо всех живых существ. Мандалы могут быть изображены на одежде, настенных полотнах; сделана из металла, дерева, или камня; созданы из цветных нитей или песка.

The Sand Mandala Project 2013

На видео Тибетские буддистские монахи из Drepung Loseling монастыря создают мандалу из миллионов цветных песчинок. По завершении церемонии монахи разрушают мандалу, собирают песок в специальные урны и рассеивают над ручьем, что означает непостоянство всего в мире.

Перемещаясь наружу от центрального круга мандалы, можно увидеть квадраты с четырьмя шлюзами Т-образной формы. Каждый шлюз охраняет мифическое чудовище — защитник. Внешняя часть мандалы состоит из 5 концентрических кругов, внешний круг — это кольцо пламени, олицетворяющее мудрость что сжигает злые силы, предоставляя защиту божеству. Число 5 также символично: оно обозначает 5 направлений размещения мандалы в пространстве, соответствующие им цвета, элементы, Будды, божества: Акшобхья (Восток, синий, ваджра), Ратнасамбхава (Юг, желтый, жемчужина), Амитабха (Запад, красный, лотос), Амогхасиддхи (Северн, зеленый, меч) и центр с Вайрочаной (белый, космос, колеса).

Ошибочно полагают, что мандала создавалась для помощи практикующим в медитации: они мысленно переносят модель мандалы, визуализируя себя в центре и двигаясь из центра наружу, соединяясь с божествами в местах их силы. Такое применение мандалы тоже возможно, однако изначально они создавались для присутствия божества во время ритуала посвящения буддизма, как это предусмотрено в тантрических текстах. Это их ритуальная функция. После посвящения последователи должны разместить мандалу в своем доме и брать ее с собой во время путешествий.

Колесо бытияРасшифровать значение мандалы практически невозможно без специальных знаний. Эта мандала «Колесо бытия» объясняет буддийский закон причины и следствия, цикл жизни, смерти и перерождения, известный как сансара. Прошлые действия (карма) является причиной круговорота бытия. Практикующие могут определить свое место в концентрических кругах, обозначающих царства бытия. В центре колеса находятся 3 «духовных
яда», являющихся причинами страданий, представленные лошадью, змеей и петухом, которые бесконечно гоняться друг за другом. Свинья — это духовное невежество; змея — гнев; петух — желания. Белая и черный половины означают хорошую и плохую карму. По часовой стрелке существа с плохой кармой опускаются в более низкие перерождения, а с белой — в более высшие. Кольцо разделено на царства бытия, в которых человек может родиться на основе своих прошлых действий. Внешнее кольцо показывает действия, приводящие к карме. Бог смерти напоминает, что вся жизнь обусловлена смертью до тех пор, пока не будет постигнуто понимание высшего просветления.

Ученые математики, изучавшие технику создания Мандалы, признают ее поразительной: мандалы созданы по принципу идеальной симметрии и пропорций, в основе заложена сложная сетка, создаваемая без помощи инструментов, а также использованием полярной системы координат (от центральной точки), а не декатровой оси ХУ.

И пока ученые находят все новые метаматические связи и поражаются древнему искусству и мудрости, мы продолжаем любоваться удивительными шедеврами Гималайской коллекции!

1 – карма
Позиция в рейтинге – 4734
Комментарии