В самом центре бурлящего Нью-Йорка на Манхэттене между 6 и 7 Авеню можно отыскать уголок безмятежности, мудрости и гармонии, располагающей к медитации и философским размышлениям — это художественный музей Рубина, представляющий самую обширной коллекцию Гималайского искусства: около 2 тысяч экспонатов живописи, скульптур, полотен, ритуальных предметов, росписи стен и алтарь для поклонения, датируемые II — XX веками, собранные на территории Тибета, Непала, Монголии, Бутана и Китая. Будто бы совершаешь путешествие по Гималаям.
Гималайская коллекция не входит в двадцатку мест для посещения, которые рекомендуют туристам, и среди гостей музея редко встретишь случайных зевак… Творческое наследие этого региона настолько отличается от привычного европейцам, что неподготовленных посетителей может привести в недоумение. Например, пугающие фантастические существа-защитники с огромными клыками, отрубленными головами и множеством глаз и рук, изображенные в ярких красках, эффектные ритуальные предметы, кубки и украшения из черепов. Каждая деталь говорит о многом, здесь нет ни одного случайного элемента, поэтому рядом с экспонатами — литература, аудио и пояснения, а в учебных залах — видео, фото, книги и журналы; компьютерные терминалы разъясняют изобразительный язык, технику и символику гималайского искусства, материалы и методы, используемые при создании шедевров — все это для того, чтобы осторожно приблизить зрителя к пониманию ценностей Тибетского буддизма.
Особое место в коллекции занимает алтарная комната. Она состоит из более чем 130 различных объектов, воссоздающих аутентичность и позволяющих зрителям прикоснуться к буддистской святыне Тибета. Картины (танка), скульптуры будд, бодхисаттв, защитников, изображения учителей расположены в традиционном интерьере в соответствии с иерархией. Здесь можно увидеть ритуальные предметы, используемые в тибетскихбуддистских практиках: масляные лампы, чаши для подношения, ваджра и колокольчики, ручные барабаны, четки, раковины, горны итд.
В следующем зале — настенные фрески из Lukhang, тайного храма Далай-ламы возле дворца Потала в Лхасе, Тибет. Это копии оригинальных фресок восемнадцатого века, доступные для общественности только с конца ХХ века. Они изображают поучения, передачу знания по линии, секретные практики, медитацию и йогу во всех деталях.
На фреске слева видны знакомые асаны йоги, медитативные позы, практики тумо и подъема кундалини идр.
Тибетские картины (танки) и мандалы имеют строгую структуру и композицию. Танка разделена на 3 части: на верху находятся учителя, которые передают свои знания ученикам линии; в центре — основные божества, которым посвящается практика; внизу — защитники, покровители и другие божества, которые поддерживают и содействуют основным божествам в мирских задачах — защита, здоровье и благополучие. Структура танки основана на мандале.
В буддистской традиции мандалы представляют собой круговую диаграмму, выполненную геометрически точно и детально. Мандала представляет собой идеальную модель вселенной с точки зрения Тантрического Буддизма.
В мандале важны не только божества (их может вообще не быть) и их положение на полотне — каждый элемент мандалы глубоко символичен, например, цвета имеют свое значение: белый несет мирное послание, желтый — расширение, красный — силу и мощь, темно синий — гнев. Они олицетворяют силы, действующие на благо всех живых существ. Мандалы могут быть изображены на одежде, настенных полотнах; сделана из металла, дерева, или камня; созданы из цветных нитей или песка.
The Sand Mandala Project 2013